14.05.2017

Проект-коллаборация «Магнитные поля»

Photo: Mirrored Rooms by Yayoi Kusama

Современная наука характеризуется тенденциями к дифференцированию изучаемых областей̆ реальности, с другой̆ стороны, очевидна устремленность к междисциплинарности, смещению границ. Внутри каждой̆ области знаний существуют различные теории и исследовательские подходы, зачастую обращающиеся к одним и тем же явлениям.

Современное искусство характеризуется глубокой и сложной структурой. Происходит стирание границ художественного и нехудожественного: возникают необычные формы авторского выражения, обращающиеся к разным художественным «языкам», используются новые материалы. Важным аспектом современного искусства является изменение его функции – это не столько отображение реальности, сколько попытка исследования внутреннего мира, социальных, глобальных проблем, в которое вовлекается не только художник, но и зритель.

Проект-коллаборация “Магнитные поля” объединяет поле искусства и науки. Художники, философы, продюсеры, искусствоведы, культурологи объединились с математиками, физиками, программистами. Самые разные специалисты сформировали несколько междисциплинарных команд, цель каждой – создание арт-объекта, в котором философская интуиция объединится с новыми технологиями и точным знанием. Итогом станет несколько художественных проектов, которые возникнут в самых разных уголках университета.

Автор концепции, куратор проекта-коллаборации «Магнитные поля»: кандидат искусствоведения Анна Суворова.

Проект ведется под общим руководством заведующей кафедры истории философии кандидата философских наук, доцента Елены Березиной.

Собака Павлова

Авторы: Александр Шкарапута, Григорий Рудаков, Василий Поляков, Владимир Назаренко.
Текст: Анна Суворова.
Место: студклуб ПГНИУ, 2 этаж.

Человеку всегда кажется, что универсум обладает некоторой реакцией на его присутствие. Мы можем понять ситуацию влияния человечества на реальность, но, конечно, нам интереснее всего увидеть непосредственную реакцию на наши действия. В этом реализуется европейская парадигма — нам обязательно видеть реакцию, получить некоторое условное достижение, пусть формальные и бессмысленное; часто мы получаем только эрзац достижения — впрочем, нас это вполне устраивает. В европейской рационалистической парадигме это стремление к результату становится более важным, чем сам процесс, который может быть скучным, повторяющимся, механическим.

Проект становится некоторым экспериментом над человеком, его желанием получить сразу непосредственную реакцию на свое присутствие.

Totus cerebrum

Автор: Галина Мельникова.
Монтаж: Иван Найданов.
Коррдинатор проекта: канд. культурологии, доцент Юлия Ветошкина.
Место: информационные панели в корпусах ПГНИУ, видеозаставки на секциях форума.

В рамках коллаборации магистры направления «Искусства и гуманитарные науки» начали реализацию проекта «Totus cerebrum», задачей которого стало найти в художественных произведениях действие или нарушение каких-либо законов (физических, химических и др.). Уже в заставках к видео, в которых использована анимация по мотивам живописи В. Кандинского, можно прочитать основную концепцию проекта «Totus cerebrum» ‑ соединить научный и искусствоведческий взгляд при рассмотрении творчества.

В дни форума будут представлены первые видеоролики, презентующие проект.

Так, в первом ролике речь идёт о нарушении закона сменяемости времён суток вследствие вращения Земли вокруг своей оси. На примере двух картин бельгийского художника Рене Магритта показано как сюрреалистично выглядит одновременное явление дня и ночи.

Второй ролик посвящён сумеркам – загадочному времени суток, которое привлекает многих художников благодаря тому, что сумеречный свет необыкновенен и романтичен, даёт возможность увидеть привычные предметы в режиме нового видения. Рассмотрена научная природа происхождения сумерек, их виды, а также их длительность на широте города Перми. В ролике приведены репродукции картин «сумеречного художника» Джона Аткинсона Гримшоу и «сумеречного периода» творчества последних лет жизни Исаака Левитана.

В третьем ролике удивительные закручивающиеся облака на картине Ван Гога «Звёздная ночь» иллюстрируют действие неустойчивости Кельвина-Гельмгольца – закономерности вследствие которой образуются, например, волны на поверхности воды. Приведены примеры этой неустойчивости на Земле и в космосе, а также подробно рассматривается одна из самых знаменитых и фантасмогоричных картин Винсента Ван Гога «Звёздная ночь» (в анимационном варианте).

Share Button